Малая Родинаadmin
Историко-географическая справкаКалендарь исторических дат истории г.ОшмяныИсторическая ретроспективаКультовые сооруженияВклад гимназистов в изучение Малой Родины

Историко- географическая справка
ЛАНДШАФТ
Ошмянский район расположен на северо-востоке Гродненской области и занимает площадь в 1,2 тыс. кв. км. Граничит с Островецким, Сморгонским, Ивьевским районами Гродненской области и Воложинским районом Минской области.
Район находится на Ошмянской возвышенности. Наивысший пункт — 311 м — возле д. Тюпишки. Из полезных ископаемых есть торф, глина, песчано-гравийный материал. По территории района протекают реки Ошмянка, Ольшанка, Клява.
Почвы дерново-подзолистые и торфяно-болотные. Леса занимают 34 % территории. Под сельскохозяйственными угодьями занято 53 % территории.
ЛЕГЕНДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ
Происхождение названия имеет несколько объяснений:
Чаще всего встречаются попытки связать название с литовским словом «aszmenies» («ашменес»), которое обозначает остриё, и «akmenas» («акменас») – камень;
В летописях крестоносцев сохранилось слово «asschemynne» («асшемине») – город с деревянными постройками;
Название имеет фино-угорское происхождение и переводится как «медведь»;
Известный белорусский исследователь в области топонимики В. Жучкевич высказал версию, что название Ошмяны по смыслу напоминает литовское слово – личное, собственное (землевладение)
ИСТОРИЯ
Впервые Ошмяны упоминаются как часть удела, который после смерти Гедимина (1341 г.) достался его сыну Евнутию. В 1384 г. тевтонские рыцари пытались захватить Ошмяны в начале своего похода против княжества Ягайлы. Они сумели разрушить город, но его быстро восстановили. В 1402 г. тевтоны вновь напали на город, но атака была жестко отражена, и немецкие рыцари были вынуждены уйти в сторону Медников. В тевтонских хрониках город упоминается под названием Aschemynne.

В 1413 г. Ошмяны стали одним из самых известных центров торговли в пределах Виленского княжества. По этой причине город стал полем битвы между объединёнными войсками Ягайлы и Сигизмунда Кейстутовича против Свидригайлы в союзе с Тевтонским орденом. После того, как город был взят королевскими войсками, он стал собственностью великих князей литовских и начал быстро развиваться. Однако меньше чем через столетие он был снова разрушен и сожжен дотла силами Московского княжества в 1519 г. Поскольку восстановление происходило в этот раз гораздо сложнее, то в 1537 г. городу были предоставлены некоторые королевские привилегии.
В 1566 г. Ошмяны получили городской устав, основанный на магдебургском праве, который был подтвержден королем Яном III Собеским в 1683 г. В XVI в. город стал одним из самых известных центров кальвинизма в польско-литовской унии, после того, как Николай Рыжий Радзивилл (1512–1588 гг.) основал там коллегиум и кальвинистский храм. На карте ВКЛ работы Томаша Маковского, изданной в Амстердаме в 1613 г. город обозначен под названием Oßmiana.
В 1792 г. король Станислав Август Понятовский подтвердил городу все предыдущие привилегии, закрепив статус Ошмян как свободного города, подчиняющегося только королю и местному муниципалитету. В то же время Ошмяны приобрели первый в своей истории герб. Он состоял из трех полей, на которых изображены щит, рука держащая весы и красный теленок (личный герб монарха).
В результате раздела Речи Посполитой в 1795 г. город аннексирован Российской империей. Во время Ноябрьского восстания он освобожден ошмянцами во главе с местным священником Ясинским и полковником Карлом Пршездзецким. Однако в апреле 1831 г. повстанцы были вынуждены уйти к Налибокской пуще. После небольшой перестрелки, российские войска (приблизительно 1500 вооруженных человек) прибыли в город, сожгли его и убили многих жителей.
В 1845 г. город получил новый герб. Постепенно восстановленные, Ошмяны так никогда и не смогли оправиться от потерь, и к концу XIX в. представляли собой провинциальный город, населенный в основном еврейскими иммигрантами из других областей России. В 1897 г. здесь проживали 7 214 человека: 3 832 еврея, 1 981 белорус, 812 русских, 525 поляков.
Во второй половине ХІХ в. происходило активное развитие экономики города. В нём насчитывалось 10 промышленных предприятий, где было занято 382 рабочих. Действовал ряд общественных организаций, в том числе Ошмянское городское благотворительное общество, в которое входили наиболее авторитетные горожане, Пожарное общество и пр.
Изменения в социально-экономической сфере оказали влияние на систему образования. Во второй половине ХІХ в. увеличилось количество учебных заведений. В 1861 г. в Ошмянах работали приходские училища (34 ученика), частный женский одноклассный пансион (12 учениц), казённое еврейское училище 1-го разряда (35 учеников), еврейская частная женская школа.
При училищах создавались библиотеки. Богатая коллекция книг хранилась в доминиканском костёле в Ошмянах. В 1904 г. в Ошмянах работала городская библиотека. Свой вклад в развитие культуры внесли типографии. В Ошмянах она размещалась на ул. Казначейской, принадлежала Мекелю, где в 1900 г. работали 4 человека, в 1905 г. – 5 человек. Кроме бланков и различных документов типография выпускала и брошюры.
В 1898 г. в центре города размещались культовые здания: каменный костел св. Архангела Михаила, деревянная Богоявленская церковь и каменная церковь на месте бывшего костела доминиканского монастыря.
С сентября 1914 г. по январь 1919 г. город был оккупирован немецкими войсками. 2 октября 1915 г. Ошмянский повет был разделен фронтом на две части. Ошмяны оказались на немецкой стороне, территория вошла в состав Земли Обер-Ост (Das Land Ober Ost).
С 1 января 1919 г. в Ошмянах на короткий срок была установлена власть большевиков. В апреле этого года город был занят польскими войсками. Он находился на территории оспариваемой Польшей и Литвой т.н. “Средней Литвы”. После присоединения этого региона ко 2-й Речи Посполитой Ошмяны стали центром одноимённого повета Виленского воеводства.
Экономика Ошмян постепенно восстанавливалась. Работали промышленные предприятия, в том числе кожевенные мастерские, лесопильный и дрожжевой заводы. Город снабжался электричеством от местной электростанции. На ул. Пилсудского находилась государственная больница на 60 коек. Всего в лечебных учреждениях города работало 15 врачей.
Развивалась культурная жизнь города. В Ошмянах действовал народный театр. Здесь была создана гимназия имени Снедецкого. Городские власти уделяли внимание развитию физической культуры, открылся стадион. В 1930-е в годы в Ошмянах налажено хорошее сообщение с Вильно, куда ежедневно ходило до 7 автобусов.
Ошмяны были заняты Красной Армией в сентябре 1939 г. В административном плане Ошмяны стали центром района, который был образован 15 января 1940 г. и вошел в состав Вилейской области. Началась советизация разных сфер жизни города и самих горожан. Советская администрация контролировала местную экономику, общественную, культурную жизнь. В город приезжали советские кадры, партийные работники. Часть населения подверглась репрессиям: арестам и высылке вглубь СССР.
С 25 июня 1941 г. до 7 июля 1944 г. город был оккупирован нацистами. В 1945 г. он вошёл в состав БССР, и Ошмяны стали районным центром Молодечненской области. В ноябре 1960 г. Ошмянский район передан в состав Гродненской области. В 2006 г. был официально утвержден герб города, разработанный на основе варианта 1792 г.
АРХЕОЛОГИЯ
Город Ошмяны исследовал А. Кравцевич в 1984-1985 гг. Раскопки проводились возле бывшего францисканского костёла и в центре современного города. Мощность культурного слоя возле костёла составляет 0,6-1,45 м. Здесь найдено большое количество захоронений, скорее всего ХІХ в. и вскрыты фундаменты из крупных камней на глине, возможно здания монастыря ордена францисканцев, который был известен с 1505 г. Большинство находок (керамическая стеклянная посуда, оконное стекло, кафель) датируются XVІ-XVIII вв., но есть и более ранние материалы: фрагменты керамики XІV-XV вв. Можно предположить, что возле бывшего францисканского костёла было древнее поселение на территории Ошмян, культурный слой которого сильно повреждён.
Археологические памятники Ошмянщины исследовали также Е.Г. Колечиц (1974 г.), Э.М. Зайковский (1982 г.), Я.Г. Зверуго (1984 г.).
На территории района находятся следующие памятники археологии:
городище периода Средневековья (XII-XIV вв., XV-XVIII вв.), находится в 1,5 км. на восток от Гольшан;
курганный могильник периода Средневековья (XII-XIV вв.), находится в 0,5 км. на север от д. Клявица;
курганный могильник периода Средневековья (XII-XIV вв.), находится в 5 км. на северо-запад от д. Клявица;
каменный могильник (XVI-XVIII вв.), находится в 0,5 км на северо-восток от д. Курганы;
городище периода железного века (III-IV вв. н.э.), находится в 0,5 км на северо-восток от д. Щепановичи.
.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Археологи предполагают следующую схему развития планировки города: изначально небольшое поселение в Старых Ошмянах существовало на узком участке террасы между пригорком и рекой, а в XV-XVI вв. город разросся и перешёл на левый берег р. Ошмянки, более удобный для коммуникации. Здесь возникла новая площадь (в Старых Ошмянах ей негде было разместиться). В основе планировки города лежала дорога Вильно-Минск.
В Ошмянах, несмотря на значительные разрушения во время двух мировых войн, сохранилась планировочная структура исторического центра, которая формировалась в XVI – начале XVII вв. Исторический центр представляет историко-градостроительную ценность и нуждается в охране и дальнейшем изучении.
ЭТНОГРАФИЯ
Непростой этно-социальный состав населения, как и географическое положение Понемонья наложил отпечаток на одежду местных жителей. Типичной верхней одеждой здесь является бурнус с отложным воротом свободного кроя и приталенная свита с узким стоящим воротом, сшитая из домотканого серого и темно-серого сукна. Мелкая шляхта и крестьяне носили капот из серого и серо-зеленого сукна с отложным воротом. Капот ушивали в талии, он имел в нижней части фалды, застегивался на металлические пуговицы, традиционный пояс не использовался. Женщины носили катанку, которая отличалась от капота тем, что была более короткой, имела один боковой карман. Из других видов верхней одежды в широком обиходе были кожу, женский кафтан (каптаник), мужская безрукавка (жилетка).
Заметную разницу в одежде Понемонья и соседних районов отмечал К. Тышкевич (белорусский археолог, историк, этнограф), который возглавил комплексную экспедицию по изучению бассейнов Вилии и Немана. Этнограф отмечал, что «жители Ошмянщины, отличаются от наших жителей из-под Логойска своей одеждой и антропологическими чертами. Там не найдешь, как у нас, ни холщового повойника, ни серой сермяжной свитки. Женщины, «этакие важные деревенские матроны», на голове носят капюшон, чем-то похожий на епископскую митру, и повязанный низко на лоб небольшой платок. Женский кафтан (сюртук, капот) из темно-гранатового сукна с бархатным воротом и фалдами облегает женскую фигуру и застегивается на блестящие пуговицы, из-под сюртука видна разноцветная юбка и пестрый передник, а мужчины носят кафтан из серого сукна с красным поясом».
Язык жителей региона, как и всей Виленщины, имеет отличительные диалектные черты, ведь Ошмянщина исторически всегда была неотделимой частью Виленской губернии и воеводства. Белорусские языковеды К. Цвирко и М. Савич в 1980-1990-е гг. проводили исследование языка жителей родины Ф. Богушевича. К Цвирко делает вывод, что Ф. Богушевич взял за основу своих художественных произведений язык здешних крестьян и считал его наиболее белорусским, наиболее чистым.
М. Савич проводил исследование в Литве в Шумском и Медникском районах, которые соседствуют с Островецким и Ошмянским районами. Люди там рассказывали, что всегда говорили по-белорусски: и при Польше, и при Советах, и теперь в Литве. К Цвирко отметил, что распространённой особенностью в речи на Виленщине является замена глагола-сказуемого деепричастием. К примеру, говорят «в той деревне родившись», что означает «в той деревне родился». Диалектная отличительность в языке здешних людей живет на Ошмянщине и сегодня.
МЕСТА ПАМЯТИ
Места памяти, связанные с уничтожением еврейского населения Ошмян во время войны 1941-1945 гг.
В урочище Луговщина в 1958 г. была установлена стела на месте расстрела 573 ошмянских евреев. Это место расположено в полутора километрах к востоку от деревни Ягеловщина.
В урочище Ройста в 1967 г. был насыпан курган и поставлен обелиск в память о расстрелянных в начале июля 1941 года 353 евреях Ошмян. Место расположено в километре на юго-восток от деревни Ягеловщина.
В районе хутора Угливо, в одном километре от д. Талминово, в 1967 г. была установлена мемориальная плита на могиле 700 евреев, расстрелянных в ноябре 1942г.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Ошмяны являются родиной ряда известных людей. Среди них:
Барбашинский Андрей Станиславович – советский, белорусский гандболист. Заслуженный мастер спорта СССР (1992 г.). Чемпион Игр XXV Олимпиады в Барселоне (Испания) 1992 г.
Батурин Александр – оперный певец (бас-баритон), Народный артист РСФСР.
Гадзила Алесь Григорьевич – прапорщик Чимкентского ракетного дивизиона, герой русско-японской войны 1905 г.
Данишевская Вероника Александровна (р. 1943 г.) – советский и белорусский политолог, социолог, философ.
Клинцевич Франц Адамович – Председатель совета Московского регионального отделения движения «Единство». Заместитель председателя фракции «Единство» в Государственной Думе.
Козак Анатолий Всеволодович (р. 1950 г.) – преподаватель математического анализа в Южного федерального университета (ЮФУ), факультет математики, механики и компьютерных наук, доцент кафедры алгебры и дискретной математики, кандидат физико-математических наук.
Стругач Лейба Давидович (1842–1906 гг.) – основатель дрожжевого завода.
MУЗЕИ. АРХИВЫ. БИБЛИОТЕКИ. ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
Ошмянский краеведческий музей им. Ф.К. Богушевича
Музей создан 27.09.1952 г. В 1953 г. музею присвоено имя белорусского поэта Франциска Богушевича. В музее хранятся личные вещи Ф. Богушевича, предметы археологии и нумизматики, предметы быта, изделия народных мастеров, документы и фотографии конца XIX-XX вв. В 2000 г. музей получил здание в центре города. После реконструкции, 20 ноября 2009 г. состоялось торжественное открытие музея.
На 1 января 2012 г. фонды музея насчитывали 21471 музейный предмет. Наиболее ценными предметами являются мемориальные вещи и документы Ф. Богушевича, клад монет ВКЛ и Речи Посполитой XVI — XVII вв. В 2010 г. музей получил в дар 431 картину от Президента Международной ассоциации «Искусство народов мира» Н.И. Корнилова. На основе этой коллекции создана постоянно действующая художественная галерея. В музее проводятся тематические экскурсии, лекции и музейные занятия, краеведческие научно-практические конференции. Ежегодно музей принимает участие в Международной акции «Ночь в музее».
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФАСТРУКТУРА
Ошмяны занимают выгодное транспортно-географическое положение, находясь на автодороге Минск–Вильнюс. В 17 км от города располагается железнодорожная станция Ошмяны на линии Молодечно–Вильнюс. В районе 2 пункта пропуска через государственную границу: Каменный Лог–Мядининкай, Клевица–Ураляй.
Туристический потенциал района представлен памятниками археологии (курганами и стоянками возле деревень Гольшаны, Клявица, Маркинята), архитектуры (монастырь базилиан XVIII в. в д. Боруны, монастырь францисканцев и руины замка XVI-XVII вв. в д. Гольшаны, Петропавловский костел XIX в. в д. Жупраны и др.). В Ошмянах сохранились церковь конца XIX в., в д. Жупраны похоронен белорусский поэт, публицист ХІХ в. в. Ф. Богушевич.

Календарь исторических дат истории Ошмян

1040 г. – первое упоминание Ошмян
1341 г. – основание города Ошмяны
С 1387 по 1772 г.- Ошмяны – центр староства.
1384 г., 1385 г. – город сожжён крестоносцами
1432 г. – построен католический костёл
1505 г.-В Ошмянах основан костёл францисканцев.
1519 г. – город разрушен войсками Московского княжества
1566 г. – получен городской устав, основанный на Магдебургском праве
XVI в. – возникновение еврейской общины
1792 г. – получение первого герба
1795 г. – город вошёл в состав Российской империи
1831 г. – город был сожжён во время шляхетского восстания
1845 г. — был утвержден российский герб города Ошмяны.
1 января 1919 г. – установлена власть большевиков
апрель 1919 г. – город занят польскими войсками
сентябрь 1939 г. – установлена советская власть
15 января 1940 г. Образован Ошмянский район.
25 июня 1941 г. – оккупирован войсками нацистской Германии
октябрь 1941 г. – создано гетто
7 июля 1944 г. – освобождён войсками Красной Армии
1945 г. — вновь вошёл в состав БССР,
с 1991 г. — часть Республики Беларусь
17 июля 2006 г- Герб и флаг учреждены Указом Президента Республики Беларусь Автор герба и флага М. М. Елинская, художник В. А. Ляхор.

Содержимое вкладки 3

Костел был построен на деньги короля Владислава Ягайло в начале XV века. В 1900-1906 годах храм был перестроен по проекту архитектора Вацлава Михневича в стиле виленского барокко. С 1950 года в здании костела работала фабрика. В 1989 году возвращён католической церкви, проведена реставрация.
Церковные службы возобновились в 1990 г.

Синагога, 1912 г.
Одна из наиболее хорошо сохранивших свой первоначальный интерьер. Имеются богатые росписи стен и сводов, отдельные элементы внутреннего архитектурного устройства. Закрыта в 1940 г. Использовался как склад. Ошмянская синагога представляет собой образец редкого сочетания местной архитектурной традиции с сохранением национального еврейского колорита и духа Востока. Строительство синагоги, сохранившейся до наших дней, было завершено в начале ХХ в. (1902 г., по другим источникам – 1912 г.)
Здание, построенное из керамического кирпича в стиле классицизма, имеет строгую прямоугольную форму. Единственным внешним украшением являются пилястры по углам и в простенках, а также круглое окно над входом, украшенное готической розой, характерной для церквей романского и готического стиля (например, Собор Нотр-Дам в Париже). Кроме этого, мгновенно приковывает взгляд красивая трехъярусная, которая придает всему зданию архитектурную выразительность.
Главный фасад имеет небольшой деревянный фронтон с вырезанными фигурами мифических львов. (Лев, как известно, часто встречающийся символ в Иерусалиме. Ворота Льва, действующие в наше время, являются проходом к Западной Стене, мечети Аль-Акса и Храмовой горе).
Оштукатуренные стены внутреннего интерьера расписаны амиантовым и растительным орнаментом. На пилястрах находятся небольшие ниши с изображением животных и насекомых, каждое из которых имеет определенный смысл и символику: корова, козёл, утка, жук и т.д. Особенно впечатляет темно-синий потолок, имитирующий звездное небо, с необычным свисающим плафоном в центре. Пол синагоги находится несколько ниже уровня земли, потому что сделать само здание высоким не позволяли власти, т.к. доминантой населенного пункта должен был быть христианский храм.
В 1940 г. синагога была закрыта, а здание использовалось как склад. С 2015 г. в здании синагоги открыт выставочный зал Ошмянского краеведческого музея имени Ф. Богушевича.

Некоторые источники относят появление францисканцев в нашем городе к 1505 году, когда великий князь литовский и польский король Александр Ягеллончик заложил фундамент костела с монастырем для представителей этого католического ордена и подарил им во владение земли в Ошмянах.
В источниках XVII-XVIII веков местом нахождения костела францисканцев называется «Старая Ашмяна», где монахи-францисканцы возвели монастырь и костел. Костел был освящен под титулом Успения Найсвятейшей Девы Марии. Монастырь был рассчитан на 5 монахов.
Культовое сооружение сильно пострадало летом 1659 года во время русско-польской войны. В 1805 году костел был отстроен монахами-францисканцами и представлял собой уже каменно-деревянное сооружение. Хотя подавляющее число исследователей считают, что первоначально костел и монастырь были деревянными, и только в начале XIX столетия вместо деревянного был возведен каменный храм.
В 1812 году храм в очередной раз пострадал от французов. Через десять лет на этом месте вознесся новый костел, построенный в стиле классицизма. Монахи выстроили его из кирпича. Отштукатурен был только главный фасад. К северному фасаду был, возможно, пристроен монастырский корпус (поэтому здесь и не было окон). Перекрывали святыню цилиндрические своды, над входом находились хоры на 2-х опорах. Вероятней всего, костел был безбашенным, и только в алтарной части возвышалась небольшая башенка (сигнатурка). Слева перед костелом была возведена каменная колокольня.
По некоторым сведениям, монастырь был закрыт после восстания 1863-1864 гг., а в скором времени, потеряв свое прямое назначение, превращен в склад. Безусловно, такие перемены не могли не сказаться на сохранности памятника: до наших дней сохранились лишь руины францисканского костела, которые находятся почти в центре бывших Старых Ошмян. Монастырь же был полностью разрушен.

7 марта 1873 года от Виленского генерал-губернатора было получено разрешение на постройку каменной церкви в центре города. В сентябре этого же года начались строительные работы, настоятель Даниил Петровский являлся членом Ошмянского церковно-строительного комитета. Храм строился с большими препятствиями и трудностями на протяжении долгих 10 лет. Он был построен из кирпича в виде креста. 6 августа 1883 года строительство церкви было завершено, в сентябре святыню освещал Архиепископ Литовский и Виленский Александр во имя Воскрешения Христова. Возглавлял строительство архитектор А. Полозов, возможно, он был и автором проекта церкви.
В 1964 году церковь была закрыта, церковное имущество разграблено, купола снесены, часть колокольни и ограда разрушены, повреждена крыша, здание было превращено в склад.
Сегодня Свято-Воскресенская церковь — это памятник архитектуры псевдорусского стиля, который приобрел свое первоначальное значение. Здание храма органично вписывается в исторический центр города и дает возможность сохранить целый фрагмент городской застройки конца XIX – начала XX вв.

Содержимое вкладки 5